Четыре нормы для МСП
Дарья Нюхалкина, юрист АБ «Эксиора», г. город Москва
В мае 2017 года Правительство РФ Постановлением от 20.05.2017 № 608 утвердило изменения, которые вносятся в Постановления Правительства РФ №№ 1352, 1169 в целях расширения доступа субъектов МСП к закупкам компаний с государственным участием, а также ужесточения контроля за закупками отдельных юридических лиц у СМСП. Изменения по моменту вступления их в силу разделяются на вступающие в силу с 7 июня 2017 года, с 1 июля 2017 года и с 1 января 2018 года.
В целях реализации норм ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о необходимости закупок у субъектов МСП Правительством РФ приняты следующие Постановления:
1. Постановление от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352). Данный документ определяет круг лиц, обязанных совершать определенный объем закупок у субъектов МСП, особенности участия субъектов МСП в закупках конкретных заказчиков в качестве субподрядчика, в закупках, участниками которых могут быть только субъекты МСП, определяет форму годового отчета конкретных заказчиков о закупках у субъектов МСП, требования к содержанию данного отчета.
2. Постановление от 29.10.2015 № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства российской федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга» (далее – Постановление № 1169). Данный документ устанавливает порядок проведения мониторинга соответствия планов закупок конкретных заказчиков у субъектов МСП, оценки соответствия проектов планов закупок у субъектов МСП требованиям действующего российского законодательства.
Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р, предполагается расширение участия малых и средних предприятий в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий.
В целях выполнения данной стратегии, поднятия статуса малого и среднего бизнеса в России Правительство РФ с 2015 года вносит неоднократные изменения в вышеуказанные Постановления, разъясняющие особенности участия субъектов МСП в закупках отдельных юридических лиц и особенности мониторинга соответствия планов закупок отдельных заказчиков у субъектов МСП, оценки соответствия проектов таких планов законодательству РФ. Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 608 изменяет следующие аспекты участия СМСП в закупках отдельных заказчиков.
Расширяется круг заказчиков, обязанных совершать определенный объем закупок у СМСП, то есть подчиняющихся положениям Постановления № 1352. Так, подпунктом «а» пункта 1 Изменений, утвержденных Постановлением № 608 (далее — Изменения) в ст. 2 Постановления № 1352 добавлены абз. 4–8, дополняющие перечень подчиняющихся данному Постановлению заказчиков, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, к которым с 1 июля 2017 года относятся следующие лица:
— дочерние хозяйственные общества с более чем 50 процентов долей участия в них государственных компаний, в которых, в свою очередь, доля участия РФ или субъекта РФ не превышает 50 процентов;
— дочерние хозяйственные общества с более чем 50 процентов долей участия в них указанных в абз. 4 дочерних обществ;
— хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых совокупная доля участия РФ и субъекта РФ превышает 50 процентов и доля участия субъекта РФ превышает долю участия РФ, годовой объем выручки которых от продажи продукции, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. руб., и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) (то есть такие заказчики не должны сами являться субъектами малого и среднего предпринимательства);
— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит лицам, указанным в абз. 6, с аналогичными указанным в абз. 6 требованиями по размеру годового объема, величины активов и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным ст. 4 Закона № 209-ФЗ;
— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей принадлежат лицам, указанным в абз. 7, с аналогичными указанным в абз. 6 требованиями по размеру годового объема, величины активов, а также не соответствующие условиям, предусмотренным ст. 4 Закона № 209-ФЗ.
Соответствующие изменения в составе лиц, обязанных подчиняться положениям Постановления № 1352, вносятся и в Положение, им утвержденное (подп. «в» п. 1 Изменений).
Данные изменения в составе круга заказчиков, обязанных закупать определенный объем товаров, работ и услуг у СМСП, вступают в силу с 7 июня 2017 года.
Для новых заказчиков устанавливаются требования к годовому объему закупок у субъектов МСП. Подпункт «б» п. 1 Изменений вслед за указанными изменениями в составе подчиняющихся Постановлению № 1352 лиц вносит и дополнения в виде п. 2.3 указанного Постановления (также вступающие в силу с 7 июня 2017 года) касательно годового объема закупок товаров, работ и услуг вновь появившихся обязанных заказчиков (абз. 4–8 Постановления № 1352) у СМСП, который устанавливается в размере не менее чем 9 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок за период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года, при этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных указанными лицами по результатам проведения закупок на основании подп. «б» п. 4 Положения, утвержденного Постановлением № 1352 (закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства), должен составлять не менее чем 5 процентов всего объема договоров, заключенных по результатам закупок в указанный период, что соответствует процентному размеру закупок у СМСП, указанному в п. 5 Положения, утвержденного Постановлением № 1352.
Изменяются требования к форме годового отчета о закупках товаров, работ, услуг у СМСП. Изменения, касающиеся требований к форме годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у СМСП, содержащиеся в подп. «г» п. 1 Изменений, вступают в силу с 1 января 2018 года.
Так, согласно подп. «г» п. 1 Изменений п. 1 Требований к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП, утвержденных Постановлением № 1352 (далее – Требования), дополняется подп. «м» и «н» следующего содержания:
м) сведения о доле закупок у субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
н) сведения о доле закупок у субъектов малого предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров.
В связи с внесением таких дополнений в требования к содержанию годового отчета изменяется и форма годового отчета о закупках у СМСП. В ней появляются, как видно из подп. «д» п. 1 Изменений, дополнительные строки (позиции 4, 5, 8, 10), связанные с объемом закупок только у субъектов малого предпринимательства (включая субъектов, относящихся к микропредприятиям):
– касающиеся общего числа договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства по результатам закупок, участниками которых могут являться любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (позиция 4);
– касающиеся общего числа договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП (позиция 5);
– касающиеся общего числа договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства, по результатам закупок, в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП (позиция 8);
– касающиеся общего числа договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства, по результатам закупок, в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП (по результатам закупок, указанных в абз. 27 позиции 1) (позиция 10).
В соответствии с данными изменениями заказчикам также придется в разд. II годового отчета «Сведения о годовом объеме закупки у СМСП» отражать сведения о годовом объеме закупок у субъектов только малого предпринимательства (позиция 13 формы) и годовом объеме закупок у субъектов только малого предпринимательства по результатам закупок, в которых могут участвовать только СМСП (позиция 14 формы).
Также в силу подп. «д» п. 1 Изменений в форме годового отчета о закупках у СМСП появляются новые графы (столбцы), которых нет в ныне действующей форме:
– общий стоимостной объем договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок в отчетном году (тыс. руб.);
– количество договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок в отчетном году (единиц);
– стоимостной объем оплаты в отчетном году (с учетом объема оплаты в отчетном году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год, в том числе заключенных в предыдущие отчетные периоды) (тыс. руб.);
– количество договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год, заключенных в предыдущие отчетные периоды (единиц).
Таким образом, новая форма годового отчета по сравнению с действующей станет более расширенной: заказчики будут отчитываться не только о стоимостном объеме и количестве закупок, совершенных ими с участием СМСП в текущем отчетном периоде, но и о том, сколько ими в текущем периоде оплачено в счет закупок у СМСП, даже если такие закупки были совершены в предыдущий отчетный период, а также указывать количество договоров, заключенных ими с субъектами только малого предпринимательства, и долю таких договоров в общем годовом объеме договоров, заключенных по итогам закупок у СМСП.
Расширяется круг лиц, в отношении которых должна проводиться оценка соответствия проектов планов закупок у СМСП законодательству РФ. Пункт 2 Изменений, вступающий в силу с 1 июля 2017 года (согласно пункту 2 Постановления № 608), затрагивает положения Постановления № 1169.
С расширением круга лиц, подчиняющихся Постановлению № 1352, то есть обязанных закупать определенный объем товаров, работ, услуг у СМСП, утвержденных Постановлением № 608, расширяется и круг лиц, в отношении которых уполномоченным органом должна будет проводиться оценка соответствия проектов планов закупок у СМСП законодательству РФ.
Так, с 1 июля 2017 года в отношении проектов планов закупок у СМСП товаров, работ, услуг, а также проектов изменений, вносимых в такие планы, составляемые лицами, указанными в абз. 6–8 п. 2 Постановления № 1352 (внесены подпунктом «а» пункта 1 Изменений), АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация) будет проводить оценку соответствия указанных планов, изменений в планы законодательству РФ (соответствующие дополнения внесены в абз. 3 п. 2 Постановления № 1169 подп. «а» п. 2 Изменений).
Согласно подп. «б» п. 2 Изменений вносятся дополнения в абз. 2 подп. «а» п. 3 Постановления № 1169, в соответствии с которыми в перечень конкретных заказчиков, чьи планы закупок у СМСП подлежат оценке соответствия действующему законодательству, с 1 июля 2017 года входят федеральные государственные унитарные предприятия, указанные в п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ (федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ).
Полагаем, что в связи с такими изменениями в составе лиц планы закупок товаров, работ, услуг у СМСП подлежат оценке соответствия, и следует в ближайшее время ожидать внесения изменений в Перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг до их утверждения подлежат проводимой Корпорацией оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р).
Подпунктом «в» п. 2 Изменений меняется редакция п. 4 Постановления № 1169, в соответствии с которым с 1 июля 2017 года мониторинг соответствия планов закупок, изменений в такие планы проводится:
а) АО «Корпорация МСП» – в отношении заказчиков, указанных в подп. «а» п. 3 Постановления № 1169, годовой объем выручки которых от продажи продукции, величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 40 млрд руб., а также в отношении заказчиков, являющихся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам;
б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) созданными ими организациями – в отношении заказчиков, указанных в подп. «б» п. 3 Постановления № 1169, годовой объем выручки которых от продажи продукции, величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 10 млрд руб.
В ныне действующей редакции Постановления № 1169 годовой объем выручки лица, чьи планы закупок подлежат мониторингу, должен составлять 50 млрд руб. – как лиц, чьи планы проверяет Корпорация, так и лиц, чьи планы закупок проверяют органы исполнительной власти субъектов РФ. С 1 же июля 2017 года в силу пункта 2 Постановления № 608 низший предел годового объема выручки указанных лиц устанавливается в размере 40 млрд руб. – для лиц, чьи планы закупок проверяются Корпорацией, 10 млрд руб. – для лиц, чьи планы закупок проверяются органами исполнительной власти субъекта Федерации.
Таким образом, изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 608, расширяют круг лиц, обязанных в силу Постановления № 1352 совершать определенный объем закупок у СМСП, утверждают более детальную форму годового отчета по закупкам отдельных категорий юридических лиц у СМСП, вводят дополнительные критерии формирования перечня лиц, чьи проекты планов закупок у субъектов МСП и изменений в такие планы подлежат оценке соответствия законодательству РФ, а также расширяют круг лиц, чьи планы закупок подлежат мониторингу соответствия законодательству РФ путем утверждения более низкого порога годового объема выручки таких лиц.