Адвокат АБ «Эксиора» Юлия Тестова оценила законопроект, предлагающий урегулировать форму возврата денег за некачественный товар
Юлия Тестова, адвокат АБ «Эксиора»
Предлагается дать право потребителям по своему усмотрению требовать возврата уплаченной за товар суммы в наличной или безналичной форме в случае обнаружения его недостатков, но с одним исключением. Соответствующие изменения могут быть внесены в ст. 18 Закона о защите прав потребителей (законопроект № 612222-8). Адвокат АБ «Эксиора» Юлия Тестова в составе других экспертов оценила изменения для издания«ЭЖ-Юрист».
«При анализе судебной практики по спорам по защите прав потребителей достаточно часто встречаются ситуации, когда законодательный пробел, связанный с отсутствием определенности с формой и порядком расчетов с потребителем, предъявившим требование о возврате средств за товар с недостатками, используется продавцами недобросовестно.
Как правило, этот пробел используется во взаимосвязи со ст. 406 ГК РФ, связанной с регулированием порядка течения сроков и правилами исчисления просрочки исполнения обязательства должником. Полагаем, что закрепление формы и порядка расчетов, а также права выбора формы расчетов за потребителем обеспечит устранение правовой неопределенности и исключит факты недобросовестного поведения продавцов.
В ситуации возврата денег по причине недействующего счета потребителя недобросовестные продавцы могут ссылаться на то, что исполнение в пользу потребителя имели намерение произвести, однако осуществить оплату не представлялось возможным, в результате чего в ходе рассмотрения вопросов о соразмерности неустоек и иных финансовых санкций могут указывать на необходимость применения ст. 333 ГК РФ.
Фактически существование этого пробела ставит потребителя в ситуацию неопределенности относительно момента, когда будет исполнено обязательство, а также создает для потребителя дополнительные временные и технические издержки на взаимодействие банком.
Таким образом, внесение изменений в ст. 18 Закона о защите прав потребителей сократит поле для злоупотреблений, а также обеспечит прозрачный механизм возврата денежных средств, уплаченных за некачественный товар».
Материал в полной версии читайте в «ЭЖ-Юрист» №17 (1318) 2024