Адвокат АБ «Эксиора» Юлия Тестова оценила законопроект, предлагающий урегулировать форму возврата денег за некачественный товар

Юлия Тестова, адвокат АБ «Эксиора»

«ЭЖ-Юрист» №17 (1318) 2024

Предлагается дать право потребителям по своему усмотрению требовать возврата уплаченной за товар суммы в наличной или безналичной форме в случае обнаружения его недостатков, но с одним исключением. Соответствующие изменения могут быть внесены в ст. 18 Закона о защите прав потребителей (законопроект № 612222-8). Адвокат АБ «Эксиора» Юлия Тестова в составе других экспертов оценила изменения для издания«ЭЖ-Юрист».

«При анализе судебной практики по спорам по защите прав потребителей достаточно часто встречаются ситуации, когда законодательный пробел, связанный с отсутствием определенности с формой и порядком расчетов с потребителем, предъявившим требование о возврате средств за товар с недостатками, используется продавцами недобросовестно.

Как правило, этот пробел используется во взаимосвязи со ст. 406 ГК РФ, связанной с регулированием порядка течения сроков и правилами исчисления просрочки исполнения обязательства должником. Полагаем, что закрепление формы и порядка расчетов, а также права выбора формы расчетов за потребителем обеспечит устранение правовой неопределенности и исключит факты недобросовестного поведения продавцов.

В ситуации возврата денег по причине недействующего счета потребителя недобросовестные продавцы могут ссылаться на то, что исполнение в пользу потребителя имели намерение произвести, однако осуществить оплату не представлялось возможным, в результате чего в ходе рассмотрения вопросов о соразмерности неустоек и иных финансовых санкций могут указывать на необходимость применения ст. 333 ГК РФ.

Фактически существование этого пробела ставит потребителя в ситуацию неопределенности относительно момента, когда будет исполнено обязательство, а также создает для потребителя дополнительные временные и технические издержки на взаимодействие банком.

Таким образом, внесение изменений в ст. 18 Закона о защите прав потребителей сократит поле для злоупотреблений, а также обеспечит прозрачный механизм возврата денежных средств, уплаченных за некачественный товар».

Материал в полной версии читайте в «ЭЖ-Юрист» №17 (1318) 2024