Юрий Сбитнев, партнер АБ «Эксиора», прокомментировал поправки в ФЗ «О государственном языке РФ»
Юрий Сбитнев, партнер АБ «Эксиора»
В целях защиты русского языка, ограничения использования англицизмов и иностранных слов в публичном пространстве в Госдуму внесен законопроект № 468229-8 с поправками в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты. Поправки охватывают сферы рекламы, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг потребителям), СМИ, градостроительной деятельности и т.д. Основной вопрос в отношении такого ограничения — перечень иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке, давно не обновлялся. Юрий Сбитнев, партнер АБ «Эксиора», в числе других экспертов оценил предлагаемые изменения.
«За последний год это уже второй законопроект о внесении изменений в законодательство, регулирующее использование государственного языка. Первый был подписан в конце февраля текущего года и некоторые его положения, как и положения текущего законопроекта, вступят в силу с 01 января 2025 года, а шансы на принятие второго законопроекта крайне высоки.
Главная цель законопроекта, как отмечают его авторы, это защита русского языка от чрезмерного употребления англицизмов, а также иностранных заимствований в публичном пространстве при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, что должно в итоге исключить использование в табличках и вывесках таких слов как «fresh», «sale», «shop», «coffee» и т.д.
Изменения планируются ввести в следующие законы. В Законе о защите прав потребителей появится ст. 10.1, в силу которой будет определяться необходимость размещения в общедоступных местах или доведения до сведения неограниченного круга потребителей с использованием вывесок, надписей, указателей, информационных табличек, не содержащих рекламы, на государственном языке. В силу предлагаемых изменений в Закон о рекламе реклама должна быть переведена на русский язык и быть равнозначной по размещению и техническому оформлению.
Также на русском языке должна будет размещаться информация о классе, виде товара, о проводимых стимулирующих мероприятиях, скидках, распродажах и льготах в используемом коммерческом обозначении. В этом случае такие иностранные слова, которые не будут иметь общеупотребительных аналогов в русском языке, могут быть использованы, но их перечень должен содержаться в нормативных словарях, согласно ч. 6 ст. 1 Закона № 53-ФЗ о государственном языке.
Следует обратить внимание, что все указанные изменения не касаются фирменного наименования, зарегистрированного товарного знака либо знака обслуживания, где могут использоваться иностранные слова. Однако недопустимость использования англицизмов в коммерческих обозначениях уже само по себе может вызвать беспокойство у застройщиков в сфере малоэтажного строительства, поскольку изменения параллельно предлагается внести и в Градостроительный кодекс РФ и в Закон об участии в строительстве многоквартирных домов.
Законопроект указывает, что наименования жилищных комплексов и поселков является коммерческим обозначением и последующее принятие закона предполагает невозможность использования в таких названиях иностранных слов и выражений. Исходя из этого, при наличии русского аналога – должен использоваться именно он. Изменения в указанные законы, как видится, может повлечь за собой дополнительные расходы для бизнеса в части обновления вывесок, буклетов и рекламы.
Дополнительно стоит отметить, что изменения пока не касаются внесения новых норм в КоАП за несоблюдение данного закона».
Материал в полной версии читайте в «ЭЖ-Юрист» №43 (1294) 2023