Изменился Закон о банкротстве. Что учесть в работе

Файл добавлен 20 06 2024
Презентация .pdf (194,43 KB)

Изменился Закон о банкротстве. Что учесть в работе

Юлия Тестова, адвокат АБ «Эксиора»

«Арбитражная практика для юристов». 2024. №6

Госдума 6 мая 2024 года приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и статью 223 АПК РФ» (законопроект № 516699-8)*. Меняются правила рассмотрения обособленных споров в рамках дел о банкротстве, увеличиваются минимальные пороги для начала процедуры, а многие заявления суды теперь будут рассматривать без вызова сторон. Обжаловать в кассационной инстанции теперь можно не все судебные акты по обособленным спорам. Суды будут разрешать больше дел без изготовления мотивировочной части. Меняется статус супруга должника: он теперь автоматически является участником дела о банкротстве, а управляющие смогут получать информацию об имуществе супруга должника без обращения в суд. В работе управляющих тоже есть изменения: у них теперь будет более широкий функционал.

Поправки вступят в силу в день их официального опубликования и будут действовать в отношении заявлений, которые стороны подадут после этого, независимо от даты введения процедуры.

Увеличился минимальный порог для начала процедуры банкротства

Долги компаний теперь должны составлять не меньше 2 млн руб. Если банкротится сельскохозяйственная организация, то ее долг должен быть еще выше — 3 млн руб.

Изменился порядок рассмотрения обособленных споров

Заявления о продлении внешнего управления и конкурсного производства, об истребовании документов у должника или сведений об имуществе родственников должника суды будут рассматривать без проведения судебного заседания. Продление процедуры банкротства произойдет также без проведения судебного заседания.

Меняется и порядок изготовления полного текста судебного акта по обособленным спорам, рассмотренным в порядке ст. 60 Закона о банкротстве. Раньше суд должен был в 10-дневный срок с момента объявления резолютивной части изготовить полный текст (п. 2 ст. 176 АПК). Теперь же полный текст изготавливается в течение пяти дней и только в случае подачи апелляционной жалобы на судебный акт либо направления заявления об изготовлении мотивированного судебного акта.

Предусматривается порядок обращения с краткой апелляционной жалобой, и закрепляется 15-дневный срок для направления мотивировочной части апелляционной жалобы.

Суды будут рассматривать заявления о включении требований в реестр без заседания

По общему правилу теперь заявления о включении требований в реестр суды будут рассматривать по документам и без проведения судебного заседания и вызова сторон. Срок рассмотрения заявления о включении в реестр требований кредиторов — 30 дней. По своей инициативе суд может назначить судебное заседание с извещением и вызовом сторон, независимо от того, были представлены мотивированные возражения или нет.

Полный текст судебного акта о включении или об отказе во включении в РТК суды будут изготавливать только в случае подачи апелляционной жалобы на судебный акт либо заявления об изготовлении мотивированного судебного акта. Предусматривается порядок обращения с краткой апелляционной жалобой, и закрепляется срок для направления мотивировочной части апелляционной жалобы (15 дней со дня изготовления полного текста судебного акта).

После включения требований в реестр лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с заявлением об исключении их из реестра с указанием на обстоятельства, подтверждающие необоснованность требований кредитора. Изменился порядок разрешения разногласий об основаниях, составе и очередности требований в реестре требований кредиторов.

Увеличились сроки и изменился порядок обжалования судебных актов

Срок на апелляционное обжалование судебных актов, вынесенных по обособленным спорам, увеличился с 10 дней до 1 месяца. Срок обжалования в кассационном порядке остался прежним — 1 месяц. Правда, обжаловать в кассационном порядке теперь можно не все. Нельзя обжаловать в кассации судебные акты:

  • о назначении экспертизы или об отказе в ее назначении;
  • об обязании внести на депозитный счет суда денежные средства для погашения расходов по делу о банкротстве;
  • о перечислении денежных средств с депозитного счета суда.

Изменилась работа арбитражных управляющих

Меняется порядок выплаты процентного вознаграждения арбитражному управляющему. Раньше процент вознаграждения, независимо от размера, утверждал суд по заявлению управляющего. Теперь арбитражный управляющий сможет сам выплачивать себе вознаграждение, если его сумма менее 100 тыс. руб. Выплату вознаграждения от 100 тыс. до 1 млн руб. суд утвердит без проведения судебного заседания. И только если сумма вознаграждения больше 1 млн руб., суд проведет заседание. Размер процентного вознаграждения суд может уменьшить по ходатайству лица, участвующего в деле.

У управляющих появилось больше возможностей в части получения информации об имуществе должника. Теперь они могут не только получать сведения об имуществе гражданина, о его счетах и вкладах, но и запрашивать аналогичную информацию в отношении имущества супруга должника без обращения в суд. Аналогичный объем информации финансовый управляющий сможет получать в отношении родственников (свойственников) должника. Правда, для этого нужно будет обратиться в суд. Такое заявление управляющего суд рассмотрит без проведения судебного заседания.

Изменилась работа с банкротством граждан

Меняется статус супруга или бывшего супруга должника. Раньше супруг должника имел право участвовать в деле о банкротстве при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества, получать часть денежных средств от реализации общего имущества и обращаться в суд с требованием о разделе общего имущества супругов до его продажи в процедуре банкротства. Теперь же супруг или бывший супруг автоматически признается лицом, участвующим в деле о банкротстве.

Изменился порядок утверждения положения о порядке реализации имущества гражданина-банкрота. Теперь положение о реализации утверждает не суд, а собрание кредиторов. Сведения об утверждении положения о порядке, условиях и сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены финансовый управляющий обязан разместить на сайте ЕФРСБ в карточке должника.

Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с заявлением о разрешении разногласий касательно утверждения положения о порядке, условиях и сроках реализации имущества гражданина.

Прогноз последствий

В целом все изменения направлены на снижение нагрузки на судебные органы в ходе рассмотрения дел о банкротстве, что приведет к тому, что уровень ответственности при подготовке и предоставлении документов в суд увеличится, возрастет степень самостоятельности лиц, участвующих в деле о банкротстве, задержек в изготовлении мотивированных судебных актов будет меньше, диапазон ожидания судебных заседаний снизится и, как следствие, времени на детальное рассмотрение сложных обособленных споров станет больше.

Рассматривая отдельные изменения, следует отметить, что увеличение минимальной суммы требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юридического лица, нагрузку на суды не снизит, но лишит кредиторов эффективного инструмента, помогающего оперативно получить исполнение от недобросовестного должника. Как правило, удовлетворение требований кредиторов в сумме от 300 тыс. руб. должниками, особенно такими, которые имели действующие договоры лизинга, происходило непосредственно после публикации намерения подать заявление о банкротстве на Федресурсе. После повышения порога до 2 млн руб. многие кредиторы, например потребители, будут лишены возможности оперативно получить исполнение по просроченным обязательствам.

На наш взгляд, изменение порога для начала банкротства юридического лица вызовет кризис неплатежей и негативным образом скажется на слабых участниках гражданского оборота (работниках, потребителях и т. д.), но в целом нагрузку на судебные органы не уменьшит.

Изменения, связанные с возможностью рассмотрения некоторых обособленных споров без проведения судебных заседаний, а также исключение обязанности суда изготавливать полный текст судебного акта по таким обособленным спорам действительно упростят банкротную процедуру, что подтверждается данными статистики.

Согласно статистике Судебного департамента при ВС:

  • в 2022 году в рамках дел о банкротстве рассмотрено 1 954 876 обособленных споров, из которых 65 процентов обособленных споров приходится на рассмотрение заявлений о включении требований в РТК, а также вопросов о продлении процедур;
  • в первом полугодии 2023 года рассмотрен 1 211 541 обособленный спор, при этом 66 процентов обособленных споров приходится на рассмотрение заявлений о включении требований в РТК, а также вопросов о продлении процедур.

При этом процент обжалования по приведенным категориям споров крайне незначителен (не более 5% по спорам о включении в реестр и немногим более 1% по вопросам о продлении процедур). Как правило, на практике рассмотрение данных вопросов носит больше формальный характер, так как представители сторон обычно не участвуют в таких процессах, однако такие процессы занимают значительное время как со стороны судебных органов, так и со стороны представителей лиц, участвующих в деле. Дифференциация порядка рассмотрения правовых вопросов, связанных с продлением процедуры банкротства, и правовых вопросов, связанных с оспариванием сделок, будет обеспечивать наибольшее внимание суда к разрешению действительного правового конфликта.

При этом включение в категорию «бесспорных» правовых вопросов дел, связанных с освобождением арбитражных управляющих от исполнения возложенных на них функций, представляется неоднозначным, поскольку применение документарного судопроизводства может стать механизмом злоупотреблений со стороны недобросовестных участников дела о банкротстве с целью намеренного устранения независимого арбитражного управляющего. Изменения, связанные с предоставлением арбитражному управляющему возможности запрашивать сведения об имуществе супруга должника, позволит более оперативно выявлять центр аккумулирования активов должника, а также легче выдерживать бремя доказывания в части признания долгов перед кредиторами общими.

При этом изменения содержат пробел: в п. 7 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовому управляющему предоставляется право истребовать сведения об имуществе супруга должника, но в отношении бывшего супруга должника правомочия арбитражного управляющего не закрепляются. При этом должник накануне инициирования процедуры банкротства имеет возможность обеспечить фиктивное прекращение брачных отношений с целью обхода данной правовой нормы.

Более того, есть неопределенность в регулировании, закрепленном в п. 7 ст. 213.9 Закона о банкротстве, где финансовому управляющему предоставляется право истребования сведений об имуществе только супруга должника, но в п. 6 ст. 213.1 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле, автоматически признаются как супруг, так и бывший супруг должника.

Изменения затронут права супругов должников не только количественно, но и качественно, в связи с чем супруг должника, автоматически являющийся лицом, участвующим в деле о банкротстве, будет пользоваться всем арсеналом процессуальных инструментов для обеспечения защиты своих прав и законных интересов. В частности, супруги должников получат возможность обжаловать все судебные акты в рамках дела о банкротстве гражданина-должника. Ранее таких полномочий у супругов не имелось.

Рекомендации

Процесс, связанный с процедурой банкротства должников, становится более документарным, поэтому мы рекомендуем:

  • повысить контроль за качеством процессуальных документов, комплектностью приложенных доказательств и своевременностью их поступления в суд;
  • систематически связываться с аппаратом соответствующего судьи и проверять факт поступления комплекта документов, предоставления возражений со стороны оппонентов;
  • еженедельно направлять заявления об электронном ознакомлении с материалами дела;
  • подготовить проекты кратких апелляционных жалоб и проекты заявлений об изготовлении мотивированных судебных актов;
  • обеспечить мониторинг публикации резолютивной части судебного акта;
  • усилить контроль за карточкой банкрота на сайте ЕФРСБ.

*На момент сдачи номера в печать закон поступил в Совет Федерации.