Акцент на спасение бизнеса: партнер АБ «Эксиора» Юрий Сбитнев об изменениях, готовых постигнуть законодательство о банкротстве

Юрий Сбитнев, партнер АБ «Эксиора»

«ЭЖ-Юрист» №39 (1388) 2025

С 1 января 2026 года российское законодательство о банкротстве может претерпеть значительные изменения. В Госдуму внесен законопроект № 1034201-8, призванный сместить акцент с банкротства компаний на их финансовое оздоровление. Ключевая новация — введение внесудебной процедуры санации, которая позволит должникам восстановить платежеспособность до обращения в суд. Параллельно реформа коснется торгов, ответственности кредиторов и арбитражных управляющих, что, по замыслу авторов, увеличит долю удовлетворенных требований кредиторов и сохранит жизнеспособный бизнес.

Юрий Сбитнев, партнер АБ «Эксиора»:

«Законопроект предлагает значительные изменения в части реабилитационных процедур, а именно расширение механизма досудебного восстановления платежеспособности — санацию. Вопреки тому, что санация — отличный инструмент, в законопроекте не определены источники финансирования данной процедуры. Кто и из каких средств будет ее оплачивать? Если собственник бизнеса готов погасить долг или есть инвестор, то погашение долгов возможно либо третьим лицом, либо путем заключения мирового соглашения в деле о банкротстве.

Тогда возникает вопрос, а будет ли востребована такая процедура, если подавляющее большинство вводимых процедур — это конкурсное производство? Кроме того, тенденции судебной практики, наоборот, направлены на пресечение различного рода злоупотреблений со стороны конечных бенефициаров должника, и есть опасения, как бы новая процедура не стала потакать такого рода действиям, особенно если ее введение будет допустимо помимо воли кредиторов.

Еще одна новелла — это реформа торгов в банкротстве по типу, предложенному в законопроекте в Закон об исполнительном производстве. Предлагаемая новация заключается во внедрении механизма, близкого к «голландскому аукциону». Его суть состоит в гибком сочетании торгов на повышение и понижение цены. Процесс начинается с попытки продать актив по стартовой цене через торги на повышение. Если покупателей нет, цена начинает снижаться с определенным шагом. Первая же заявка, поступившая на этапе снижения, автоматически переводит торги обратно в режим повышения, где и определяется конечный покупатель, предложивший максимальную сумму.

Мы рассматриваем эти изменения как позитивный шаг. Они позволят значительно ускорить реализацию имущества и более точно определить его рыночную цену, что особенно важно для непопулярных активов. Кроме того, это значительно уменьшит затраты на проведение торгов.

Изменения также коснулись арбитражных управляющих:

  • предусмотрено увеличение фиксированной оплаты их труда, что похвально. В конечном счете должна быть предусмотрена разумная индексация, которая должна справедливо увеличивать вознаграждение в зависимости от инфляции в стране;
  • реформа касается системы обеспечения ответственности арбитражных управляющих для борьбы со злоупотреблениями и охотой за средствами компенсационных фондов, в связи с чем саморегулируемым организациям будет предоставлено право на создание целевого фонда для дополнительного обеспечения их ответственности по типу самострахования.

Таким образом, законопроект нацелен на увеличение доли удовлетворенных требований кредиторов, на уменьшение затрат при проведении процедур и их ускорение, а также на повышение мотивации арбитражных управляющих. Последние перечисленные предложения, на наш взгляд, наиболее сейчас востребованы».

Материал в полной версии читайте в «ЭЖ-Юрист» №39 (1388) 2025