Партнер АБ «Эксиора» Юрий Сбитнев прокомментировал нововведения, касающиеся работы цифровых платформ

Юрий Сбитнев, партнер АБ «Эксиора»

«ЭЖ-Юрист» №26 (1375) 2025

Ключевой законопроект № 959244-8, кардинально меняющий правила взаимодействия цифровых платформ (маркетплейсов, сервисов такси/доставки и т.д.) и продавцов товаров/услуг, прошел первое чтение на пятый день после его внесения правительством в Госдуму. Стремительная скорость! Запрет на скидки за счет продавца без согласия, прозрачность поисковой выдачи, обязательное досудебное урегулирование, реестр платформ — лишь часть масштабных нововведений, регулирующих платформенную экономику. Означает ли это долгожданный баланс сил или создаст новые сложности? Партнер АБ «Эксиора» Юрий Сбитнев в числе других спикеров поделился своим видением в отношении законопроекта.

«Необходимость правового регулирования цифровых платформ назрела давно. Законопроект о регулировании их деятельности (№ 959244-8) направлен на определение правового статуса участников, повышение прозрачности и ответственности, а также установление общих правил как для платформ, так и для их партнеров (продавцов).

Самому наболевшему вопросу — предоставлению скидок на товары за счет продавца — в проекте уделено особое внимание. В частности, вводится уведомление продавца и получение его согласия. Кроме того, предусмотрено право партнера-селлера устанавливать минимальную цену, которую платформа не может снизить за счет продавца, что в целом дает им значительные гарантии как слабой стороне в данных правоотношениях.

Отметим,  что  положение о минимальной цене фактически не является новеллой, поскольку на крупнейших платформах данная опция уже есть, и в проекте оно лишь закрепляется нормативно. Партнер может установить запрет на продажу со снижением цены. Применение мер ответственности к продавцам также регламентировано: оператор площадки обязан направлять партнеру мотивированное уведомление о допущенных нарушениях и применяемых мерах (блокировка карточки, понижение рейтинга и т.д.). Споры с оператором в суде возможны только после соблюдения досудебного урегулирования спора.

Дополнительно урегулированы вопросы поисковой выдачи. Можно лишь приветствовать положения, ограничивающие возможность влияния на результаты поиска в нарушении критериев сортировки, примененных пользователями (ст. 10 законопроекта). Это должно предотвратить ситуации, когда покупателю показываются  товары,  которые не соответствуют его запросам, а у продавцов нерационально расходуется рекламный бюджет за показы товаров, которые покупателям просто не нужны.

Другим позитивным моментом в законопроекте является предоставление доступа к информации о принципах ранжирования результатов поисковой выдачи, поскольку ранее данная информация по факту была закрыта для партнеров. Понимая данные принципы, а именно «вес» каждого элемента, влияющего на выдачу товара (скорость доставки до покупателя, товарные остатки на складах, рейтинг карточки и т.д.), продавец может точечно усиливать слабые моменты в целях продвижения карточки вверх по выдаче.

В целом же законопроект закладывает общий фундамент регулирования, который явно необходим такой стремительно развивающейся отрасли, как цифровая торговля».

Материал в полной версии читайте в «ЭЖ-Юрист» №26 (1375) 2025