Юрий Сбитнев, партнер АБ «Эксиора», прокомментировал позицию КС РФ, касающуюся назначения административных штрафов

Юрий Сбитнев, партнер АБ «Эксиора»

«ЭЖ-Юрист» №14 (1315) 2024

Конституционный суд РФ пришел к выводу, что постановления о назначении административных штрафов за одинаковые правонарушения, выявленные в рамках одной проверки и не исполненные после вступления в силу ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, должны рассматриваться как одно постановление, но с суммированием штрафов, назначенных ими. Кроме того, суд разъяснил, что закону, улучшающему положение бизнеса, придается обратная сила вне зависимости от способа назначения административных штрафов. Партнер адвокатского бюро «Эксиора» Юрий Сбитнев прокомментировал позицию КС РФ для издания «ЭЖ-Юрист».

«Исходя из правового регулирования, санкция ст. 15.25 КоАП РФ в делах заявителей за нарушение указанных норм валютного законодательства устанавливала два способа исчисления штрафов в зависимости от субъекта правонарушения: в кратном размере — для юридических лиц и ИП, и в твердом размере — для должностных лиц.

В Постановлении КС РФ указал на то, что, положениям закона должна придаваться обратная сила не только в случае вынесения нескольких постановлений о назначении штрафов в твердом размере, но и в случае, когда штраф определяется в размере, кратном сумме всех незаконных валютных операций, выявленных по итогам одного контрольного мероприятия, без ограничения максимального размера. И несмотря на то, что правоприменительная практика толкует положения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ применительно к ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ как улучшающее положения только должностных лиц, КС РФ отметил, что такой подход ограничивает обратную силу закона, улучшающего положения лица, привлекаемого к административной ответственности.

В то же время КС РФ столкнулся с дилеммой: поскольку придание обратной силы в данном случае потребует отмены принятых постановлений о назначении административных наказаний, выявленных в рамках одного контрольного мероприятия, но не исполненных, то с учетом сроков привлечения к административной ответственности это может повлечь на практике невозможность вынесения нового постановления, объединяющего все совершенные правонарушения. Как следствие, это повлечет отступление от принципа неотвратимости наказания, что не допустимо.

В итоге КС РФ определил следующий баланс — не предоставляя право требовать назначения только одного наказания с неизменным итоговым размером штрафа, вынесенные постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ должны по решению соответствующих правоприменительных органов рассматриваться в качестве одного постановления о назначении административного наказания в размере, определяемом путем суммирования штрафов, назначенных такими постановлениями. При этом отмена вынесенных постановлений и принятие одного объединяющего не требуется, однако это не препятствует их обжалованию заинтересованным лицом.

Практическое значение одно — у такой компании не будет «множественности» привлечений к административной ответственности, что может иметь смысл для дальнейшей деятельности компании. Например, при участии в тендерах или в контексте лицензионно- разрешительной деятельности, где может обращаться внимание на то, сколько раз компания привлекалась к административной ответственности».

Материал в полной версии читайте в «ЭЖ-Юрист» №14 (1315) 2024